Как подготовить ребенка к детскому саду

Ваш малыш уже подрастает до ясельного возраста и вы всё чаще задумываетесь о том, что скоро он пойдет в детский сад. Конечно, вы уже переживаете, как ваш ребенок справится с новой для него жизнью, насколько спокойно для него и для вас пройдет период адаптации к детскому саду. И только вы, родители, можете помочь вашему малышу чувствовать себя увереннее в незнакомой пока обстановке.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации можно за счет выполнения некоторых рекомендаций:

1.  Убедитесь, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, что родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспита­ния, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее адаптируются дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2.  Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хо­тите, чтобы он пошел в детский сад. Возможен такой рассказ:

«Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей.
Я хочу, чтобы ты познакомился и под­ружился с другими детьми и взрослыми.
Там маленькие столики и стульчики, ма­ленькие кроватки,
маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек.
Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим.
В саду дети едят, гуляют, играют. Утром я отведу тебя в сад, а вечером за­беру.
Ты мне расскажешь, что у тебя было нового, интересного в саду,
а я расскажу тебе, что у меня было интересного на ра­боте.
Но нам нужно подготовиться к это­му.
Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и детей».

3.  Подробно расскажите ребенку о режи­ме детского сада: что, как и в какой после­довательности он будет делать. Чем под­робнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и уве­реннее будет чувствовать себя ваш ребенок в саду. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие проис­ходит, как и было обещано, он чувствуют себя увереннее.

4.   Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать. На­пример: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все бу­дет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда придется по­дождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не может одеть сразу всех детей — тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспита­тель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

5.    Приготовьте вместе с ребенком «ра­достную коробку», положив туда, напри­мер, небольшие игрушки, которые остают­ся привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них за­бавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возмож­но, вы владеете приемами оригами — тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собач­ку. За лето вы наполните коробку — осенью вам проще будет отправлять ребенка в дет­ский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другими детьми.

6.    Научите малыша знакомиться с дру­гими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предла­гать свои услуги другим детям.

7.   Ребенок освоится тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими роди­телями и их детьми. Называйте других де­тей в присутствии вашего ребенка по име­нам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

8.  В присутствии ребенка избегайте кри­тических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ре­бенка детским садом.

9.     В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы будете проводить с ним меньше времени. Ком­пенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда снача­ла страшно, а потом привыкаешь, и стано­вится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

10.   Разработайте вместе с ребенком не­сложную систему прощальных знаков вни­мания, и малышу будет проще отпускать вас.

11.    Если через месяц ваш ребенок не освоится в детском саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

12.  Если вы продолжаете испытывать по­требность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада всегда готовы помочь вам.

еще по теме:
Периоды адаптации в детском саду