Большой тест для школы

Тест Керна-Йирасека. Состоит из трёх тестов: рисунок человека, срисовывание фразы и срисовывание точек. Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необхо­димые для школы: речь, умственное развитие, уме­ние выполнять учебную задачу, навыки изобразитель­ной деятельности

Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организа­ции ребенка, так как ему придется выполнять мало­привлекательную работу в течение необходимого вре­мени.
Когда ребенок воспроизводит письменные бук­вы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование точек в определенном пространственном положении. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и пра­вой, и левой рукой. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

1. Рисунок человека
«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь».

Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Ребенка можно подбадривать.

Результат. При оценке рисунка человека учиты­вается наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; наличие второстепенных деталей: паль­цев, шеи, волос, обуви; способ изображения рук и ног.

1   балл — у нарисованной фигуры есть голова, ту­ловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможны шляпа или шапка), уши. На лице — глаза, нос, рот. Верхние ко­нечности должны заканчиваться кистью с пятью паль­цами. Должны присутствовать детали мужской одеж­ды. Рисунок сделан непрерывной линией, руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.

2   балла — возможно отсутствие трех деталей — шея, волосы, один палец руки, но не должна отсут­ствовать какая-либо часть лица. Нарисованы могут быть отдельно голова и туловище и к ним «прилепле­ны» руки и ноги.

3  балла — у фигуры на рисунке есть голова, туло­вище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линия­ми. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

4  балла — примитивный рисунок головы с конеч­ностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

5  баллов — отсутствует ясное изображение туло­вища, головы, рук и ног. Каракули.

2. «Срисовывание фразы»

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребе­нок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец рукописной фразы (высота пропис­ной буквы 1,5 см, строчных — 1 см) и конфигурация из десяти точек.

«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй это нарисовать как можно точнее. Хорошенько по­смотри, как это написано, и напиши так же».

Я ем суп.

Рекомендуем. Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите пред­ложение латинскими буквами:

Уа ет вир.

Результат

1 балл — срисованную ребенком фразу можно про­читать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв нео­бязательна.

3 балла — буквы должны быть разделены не ме­нее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы че­тыре буквы.

4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

5 баллов — каракули.

3. «Срисовывание точек»

Расстояние между точками по вертикали и гори­зонтали — 1 см, диаметр точек — 2 мм.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

•    •    •


•    •    •


•    •    •


Результат

1   балл — точное воспроизведение образца. Нари­сованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть лю­бое уменьшение фигур, увеличение возможно не бо­лее чем вдвое.

2   балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки стол­бца или строки. Допустимо изображение кружков вме­сто точек.

3  балла — группа точек отдаленно напоминает об­разец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (их должно быть не менее 7 и не более 20).

4  балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Ве­личина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов — каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных зада­ний является общим результатом исследования по этому тесту.

■   Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомо­торного развития как «зрелый», то есть готовый к школе.

■   6-7 баллов — средний уровень готовности к шко­ле, так называемый зреющий. В этом случае мож­но говорить о благоприятном прогнозе.

■   8-9 баллов — уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнитель­ных занятиях.

■   Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценива­ется как «незрелый» по психомоторному развитию.