Трудности обучения письму

В исследовании В.В. Степановой приводится заме­чательный факт: дети-первоклассники, испытывающие трудности в освоении умений и навыков каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения. И на­оборот, дети, успешно освоившие эти умения, облада­ют сформированным воображением.
Автор считает, что осмысленная моторика связана с формированием воображения и с каллиграфически­ми умениями.

Ребенок затрудняется писать красиво еще и пото­му, что не способен «со стороны», «глазами других» видеть то, что он делает. Это формируется в игре. И по­этому «недоигравшие» дошкольники обычно имеют проблемы с чистописанием.

Обычные затруднения детей при письме:

■ быстро устает рука;
■ теряется рабочая строка;
■ не получается правильное написание букв;
■ встречается «зеркальное» письмо;
■ ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка»;
■ не укладывается в общий объем работы.

Эти затруднения обусловливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации,
произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти.

Для того чтобы знать, с чем связаны основные труд­ности обучения письму на начальных этапах и их воз­можные причины (по М.М. Безруких), внимательно изучите таблицу.

Виды трудностей

Возможные причины

1

Трудности формирова­ния зрительного образа буквы (трудность запо­минания конфигурации графического элемента)

—   недостаточная сформированность зри­тельного и зрительно-пространственного восприятия;

—   недостаточная сформированность зри­тельной памяти;

—   несформированность механизмов ор­ганизации деятельности;

—   недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования);

—   форсирование темпа обучения

2

Трудность формирова­ния правильной траек­тории движений при выполнении графиче­ского элемента

—   недостаточная сформированность зри­тельно-пространственного восприятия;

—   недостаточная сформированность зри- тельно-моторных координации;

—   недостаточная сформироваанность мо­торных функций;

—   недостаточная сформированность зри­тельной памяти;

—   форсирование темпа обучения;

—   неадекватность методики обучения

3

Неспособность скопи­ровать графический элемент, букву (неров­ные штрихи, тремор)

—   недостаточная сформированность мо­торных функций;

—   недостаточная сформированность зри­тельно-моторных координаций;

—   несоответствие методики обучения

4

Ошибки в пространст­венном расположении элементов букв (верти­кальных, горизонталь­ных, «зеркальное» письмо)

—   недостаточная сформированность зри­тельно-пространственного восприятия;

—   недостаточная сформированность зри­тельной памяти

Виды трудностей

Возможные причины

9

Не использует правила (заменяет буквы, слива­ет предлоги и слова, не ставит точку — не раз­деляет предложения и т. п.)

—   несформированность механизмов ор­ганизации деятельности (регуляции и контроля деятельности);

—   выраженное функциональное напря­жение, утомление;

—   трудности концентрации внимания;

—   низкая неустойчивая работоспособ­ность;

—   непосильный темп;

—   педагогические недоработки (неусво­енные правила)

10

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т. п. при письме

под диктовку

—   недостаточная сформированность зву- ко-буквенного анализа;

—   низкая, неустойчивая работоспособ­ность;

—   слишком быстрый темп письма

11

Ухудшение почерка, замены

и т. п. при спи­сывании

—   недостаточная сформированность зри­тельно-моторных координаций;

—   недостаточная сформированность зри­тельной памяти;

—   выраженное напряжение, утомление;

—   неадекватный (быстрый) темп дея­тельности

12

Очень медленный темп письма

Трудности звуко- буквенного анализа

—   недостаточная сформированность ко­ординации движений и зрительно- моторных координации

—   индивидуальные особенности темпа деятельности;

—   низкая, неустойчивая работоспособ­ность;

—   трудности концентрации внимания

Очень важно, готовя ребенка к школе, обратить внимание именно на вопросы умения учиться. Обыч­но не умеют учиться дети, которые мало играли в раз­личные дидактические (обучающие) игры до школы.