Детский церебральный паралич — сочетание двигательных нарушений, связанных со стойким поражением центральной нервной системы (головного мозга), возникшим во время беременности, родов или в первые 7 дней жизни ребенка, с выраженными в различной степени умственными, слуховыми, речевыми, зрительными нарушениями, а иногда с судорожным синдромом.
Причины развития заболевания различны. К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода.
К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голодание мозга плода во время беременности или родов, кровоизлияния в мозг на фоне кислородного голодания мозга, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др.
Причиной стойких двигательных и умственных нарушений могут быть также перенесенные внутриутробные инфекции, травмы в родах и т. д. Указанные факторы способствуют развитию не только детского церебрального паралича, они могут быть причиной и других заболеваний.
Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.
Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.
Проявления. Главные проявления детских церебральных параличей — двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации движений, насильственными, непроизвольными движениями (гиперкинезами).
Двигательные нарушения часто сочетаются с расстройствами речи, задержкой психического развития, судорожными припадками. Двигательные нарушения обусловлены тем, что повышенный мышечный тонус препятствует нормальному развитию возрастных двигательных навыков.
Речевые нарушения характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.
Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или апалии.
Наиболее часто отмечается так называемая псевдобульбарная дизартрия, для которой характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка также напряжена и изогнута. Характерны нарушение голосообразования и расстройство дыхания. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Речевые нарушения обычно сочетаются с задержками речевого развития или с алалией.
Алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.
При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может дополнительно способствовать нарушению произношения ряда звуков. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш). не употребляет их в своей речи. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму.
Нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Подобные изменения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.
Нарушается формирование схемы тела. Наличие измененного мышечного тонуса и парезов рук приводит к недоразвитию координации движений. Это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование понятий «правое» и «левое».
Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Страх нередко возникает даже при простых раздражениях кожи, при изменении положения тепа, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. Отмечаются повышенная возбудимость, слабая воля, неумение преодолевать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.
Интеллектуальное развитие детей протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект бывает изменен по-разному: примерно 30 % детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30 % интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.