Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич — сочетание двигательных на­рушений, связанных со стойким поражением центральной нервной системы (головного моз­га), возникшим во время беременности, родов или в первые 7 дней жизни ребенка, с выражен­ными в различной степени умственными, слухо­выми, речевыми, зрительными нарушениями, а иногда с судорожным синдромом.

Причины развития заболевания различны. К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время бе­ременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эн­докринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовмести­мость крови матери и плода.

К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голода­ние мозга плода во время беременности или ро­дов, кровоизлияния в мозг на фоне кислород­ного голодания мозга, недоношенность, чрез­мерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др.

Причиной стойких двигательных и умствен­ных нарушений могут быть также перенесен­ные внутриутробные инфекции, травмы в ро­дах и т. д. Указанные факторы способствуют развитию не только детского церебрального паралича, они могут быть причиной и других заболеваний.

Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изме­нения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.

Проявления. Главные проявления детских церебральных параличей — двигательные на­рушения, которые характеризуются централь­ными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации движений, насиль­ственными, непроизвольными движениями (гиперкинезами).

Двигательные нарушения часто сочетаются с расстройствами речи, задержкой психического развития, судорожными припадками. Двигательные нарушения обусловлены тем, что по­вышенный мышечный тонус препятствует нор­мальному развитию возрастных двигательных навыков.

Речевые нарушения характеризуются задер­жкой речевого развития, дизартрией и алалией.

Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появля­ются поздно, первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. За­держка речевого развития, как правило, соче­тается с различными формами дизартрии или апалии.

Наиболее часто отмечается так называемая псевдобульбарная дизартрия, для которой ха­рактерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка также напряжена и изогнута. Характерны на­рушение голосообразования и расстройство дыхания. При сенсорной алалии затруднено по­нимание обращенной речи. Речевые нарушения обычно сочетаются с задержками речевого раз­вития или с алалией.

Алалия приводит к недоразвитию всех сто­рон речи: фонематической, лексической, грам­матической и семантической.

При детских церебральных параличах (осо­бенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмеча­ется на высокочастотные тона). Это может до­полнительно способствовать нарушению произношения ряда звуков. Ребенок, который не слы­шит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш). не употребляет их в своей речи. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму.

Нарушения зрительного восприятия связа­ны с недостаточностью фиксации взора, суже­нием полей зрения, птозом, двоением, нистаг­мом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следстви­ем пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Подобные изменения в дальнейшем служат при­чиной нарушения внимания и неумения сосре­доточиться на задании.

Нарушается формирование схемы тела. На­личие измененного мышечного тонуса и паре­зов рук приводит к недоразвитию координации движений. Это затрудняет формирование вос­приятия формы и овладение умением соотно­сить в пространстве объемные и плоские вели­чины. При этом страдает также развитие схемы тела. Задерживается формирование понятий «правое» и «левое».

Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Страх нередко возникает даже при простых раз­дражениях кожи, при изменении положения тепа, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей. Отмечаются повышен­ная возбудимость, слабая воля, неумение преодолевать препятствия и слабая мотивация к их преодолению.

Интеллектуальное развитие детей протека­ет в неблагоприятных условиях и часто задер­живается или искажается. Интеллект бывает изменен по-разному: примерно 30 % детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30 % интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевы­ми и сенсорными расстройствами.