Дети и телевизор

Наши дети проводят гораздо больше времени у теле­визора, чем мы в их возрасте. Ведь с каждым годом увеличивается количество телевизионных программ, передачи становятся красочнее, раз­нообразнее и интереснее. Безусловно, многие передачи оказывают большое воспитательное воздействие, повышают образованность наших детей.

Наряду с книгами телевидение играет ог­ромную роль в распространении знаний, объяс­нении исторических событий, научных проблем.
Благодаря телепередачам расширяются знания наших детей об окружающем мире, пробужда­ется их впечатлительность и любознательность (например, передачи о животных, о путешест­виях).

Но, к сожалению, это только часть правды о телевидении. Ежедневно также транслируют­ся боевики, триллеры, фильмы ужасов, эроти­ческие киноленты, разнообразные «ток-шоу», иной раз весьма спорного содержания, беско­нечные рекламные ролики. Обилие рекламы привело к тому, что уже с младенчества дети постоянно слышат о презервативах, прокладках и тампонах.

Однозначного ответа на вопрос, как различ­ные передачи воздействуют на детскую психи­ку, не могут дать даже психологи, ежедневно занимающиеся этой проблемой. Написано мно­го статей о связи между насилием на голубом экране и поведением малолетних преступников, эротическими передачами и пробуждением не­здорового сексуального интереса у подростков, фильмами ужасов и неврозами у детей.

К счастью, далеко не у каждого ребенка, по­смотревшего такие фильмы, появятся какие- либо нарушения поведения, недостатки харак­тера или пороки, но абсолютно ясно, что мы должны внимательно следить за тем, какие пе­редачи смотрят наши дети, защищать их от про­смотра фильмов низкого морального уровня. Если вам хочется посмотреть сомнительного содержания фильм, а рядом находится ребенок, от просмотра лучше воздержаться. С этой це­лью неплохо изучить анонсы к фильмам и пере­дачам (они публикуются во многих газетах).

В некоторых странах эта проблема решается так, что многие телеканалы имеют свою специ­фику: по одному транслируются боевики, по другому — эротика, по третьему — мульт­фильмы и т. п. Нежелательные для просмотра каналы блокируются, чтобы ребенок не мог их самостоятельно включать. Поскольку такой возможности у нас пока нет, мы должны по­мнить, что телевизор не нянька, и не оставлять детей надолго у голубого экрана.

Какие же проблемы могут подстерегать де­тей при бесконтрольном просмотре телевизора?

Помните, что дети предпочитают смотреть боевики, фильмы про шпионов, воров, рыца­рей и т. п., а образовательные, психологические фильмы, передачи на темы морали смотрят очень неохотно.

Предоставленный самому себе ребенок мо­жет часами сидеть у экрана, иногда смотря один и тот же фильм по нескольку раз, а такое бес­цельное времяпрепровождение в душном поме­щении, конечно же, вредит духовному и физи­ческому здоровью. Портится зрение, ослабля­ется нервная система, повышается восприим­чивость к различным заболеваниям.

Развлекательные фильмы приучают детей к поверхностному восприятию жизни. Ведь не нужно особенно задумываться над смыслом фильма, искать логику, постепенно ребенок приобретает привычку бессмысленной и бездумной траты времени.

Психологи на основании многочисленных исследований доказали, что дети, чрезмерно ув­лекающиеся развлекательными фильмами и программами, вырастают более ленивыми, скрытными, пассивными. Фильмы низкого мо­рального уровня, кроме того, учат агрессивно­сти и могут даже склонить ребенка к совер­шению безнравственных поступков. Ведь во многих фильмах отрицательные персонажи (к примеру, бандиты, гангстеры, воры) могут выг­лядеть довольно привлекательно: их непобеди­мость, ловкость и необыкновенные похождения приводят детей в трепет и вызывают восторг, стремление быть похожими на этих «героев».

Не забывайте о том, что у детей эмоции и чувства преобладают над разумом, а мораль­ные устои еще не слишком крепки и их поведе­ние может резко меняться в зависимости от си­туации. Увлечение боевиками, эротикой, трил­лерами может привести к деформации личности подростка, толкая его на путь правонарушений, насилия, неповиновения законам.

В то же время, если вы уделяете большое внимание нравственному воспитанию ребенка, если в вашей семье придерживаются твердых моральных принципов, риск плохого воздей­ствия фильмов на ребенка значительно снижа­ется.

Вам также необходимо четко определить, сколько времени ребенок может проводить у телевизора. Вряд ли вам удастся установить ежедневную норму, ведь все зависит от пере­дач: может быть, в один день это будет 15 ми­нут, а в другой — час-полтора и даже больше. Постарайтесь объяснить ребенку, что нельзя смотреть все подряд, и вместе с ним выберите и подчеркните в программе те передачи, которые нравятся ему больше всего, чтобы общее вре­мя просмотра не превышало 1-1,5 часа у млад­ших школьников и 1,5-2 часа у старших. Что касается малышей, то из-за своей активности и непоседливости они обычно едва выдерживают 20-30 минут. Поэтому пребывание у телеви­зора не так сказывается на их физическом здо­ровье, как у более старших, которые, кроме этого, подолгу сидят и в школе, и за домашни­ми уроками. Если вы стоите перед выбором: посмотреть фильм или съездить на природу и, скажем, поиграть в мяч, пожалуй, разумнее выбрать второе, хотя телевизор при правиль­ном его использовании может стать хорошим помощником в воспитании детей.